ДЕТИ БОН |
Традиция БонпоОснователь Бон и его ученияТри братаГоворят, что в прошлую эпоху жили три брата — Дагпа (Dag-pa), Сэлва (gSal-ba) и Шепа (Shes-pa) — изучавшие учения Бон на небесах, называемых Сипа Есанг (Srid-pa Ye-sangs), у бонского мудреца Бумтри Логги Чечэна (`Bum-khri gLog-gi lCe-can). Когда они закончили свои занятия, то посетили Бога Сострадания Шенлха О`кара (gShen-lha `Od-dkar) и спросили его, как они могли бы помочь живым существам, погруженным в несчастья и муку страдания. Шенлха О`кар посоветовал им послужить наставниками для человечества в трёх последующих мировых эпохах. Следуя его совету, самый старший брат — Дагпа — завершил свою работу в прошлую мировую эпоху, в то время как второй брат — Сэлва — взял имя Шенраб и стал учителем и наставником нынешней мировой эпохи. Самый младший брат — Шепа — придёт учить в следующую мировую эпоху. Тонпа Шенраб МивочеСогласно тибетской религии Бон, около 18000 лет назад Господь Тонпа Шенраб Мивоче (sTon-pa gShen-rab Mi-bo-che: Учитель и Великий Человек Шен), родился в земле Олмо Лунгринг (`Ol-mo lung-ring) — части ещё большей страны, называемой Тагдзиг (sTag-gzigs: Средняя Азия). «Ол» символизирует нерождённое, «мо» — неистощающееся; «Лунг» олицетворяет пророческие слова Тонпы Шенраба, основателя Бон, а «ринг» — его бесконечное сострадание. Олмо Лунгринг составляет треть известного мира и расположена к западу от Тибета. Это описано восьмилепестковым лотосом под небом, предстающим как восьмеричное колесо. В центре располагается гора Юнгдрунг Гуцег (g.Yung-drung dgu-brtsegs) — «Пирамида Девяти Свастик». Девять свастик представляют собой Девять Путей Бон, которые будут описаны ниже. Свастика, или юнгдрунг, — символ постоянства и несокрушимости мудрости Бон. У подножия горы Юнгдрунг Гуцег берут начало четыре реки, струящиеся в четырёх основных направлениях. Гора окружена храмами, городами и парками. К югу — дворец Барпо Согье (Bar-po so-brgyad), где родился Тонпа Шенраб. К западу и к северу — дворцы, где жили жёны и дети Тонпы Шенраба. К востоку — храм Шампо Лхаце (Sham-po lha-rtse). Комплекс дворцов, рек и парков с горой Юнгдрунг Гуцег в центре составляет внутреннюю область (Nang-gling) Олмо Лунгринг. Промежуточная область (Bar-gling) состоит из двенадцати городов, четыре из которых лежат по четырём основным направлениям. Третья область включает внешнюю землю (mTha`-gling). Эти три области окружены океаном и цепью снежных гор. Тонпа Шенраб родился принцем, в молодости женился и имел детей. В тридцатиоднолетнем возрасте он отрёкся от мирского и жил в аскезе, преподавая учение. В течение всей жизни его усилиям, направленным на распространение религии Бон, препятствовал демон Кьябпа Лагринг (Khyab-pa Lag-ring), который старался сокрушить или воспрепятствовать работе Тонпы Шенраба, пока не был, в конечном счёте, обращён и ни стал учеником. Однажды, преследуя демона, чтобы вернуть своих украденных лошадей, Тонпа Шенраб пришёл в Тибет. Это было его единственным посещением Тибета. Здесь он дал некоторые наставления касательно совершения ритуалов, но, в целом, нашёл эту землю неподготовленной к тому, чтобы получать более полные учения. Перед тем как покинуть Тибет, он предсказал, что все его учения будут процветать в Тибете, когда придёт время. Тонпа Шенраб ушёл из этой жизни в возрасте восьмидесяти двух лет. Предположительно, 82 годам в Олмо Лунгринге соответствует около 8200 лет человеческого времени. Есть три жизнеописания Тонпы Шенраба. Самое раннее и самое краткое известно как Донду (mDo`-`dus: «Краткое Изложение Афоризмов»); второе — в двух томах — и называется Сэрмиг (gZer-mig: «Пронзающее Око»). Эти два труда были переоткрыты как тэрма (см. ниже), в X и XI веках соответственно. Третье и самое большое — двенадцать томов — озаглавлено Шиджи (gZhi-brjid: «Лучезарная Основа»). Эта последняя книга принадлежит к категории священных писаний, известных как Ньенгью (bsNyan-rgyud: устная передача), и продиктована Лодэном Ньингпо (bLo-ldan sNying-po), жившим в XIV веке. (1) Учение, преподанное Тонпой Шенрабом и записанное в этих трёх трудах, было распространено его учениками в соседние страны, такие как Шанг-Шунг, Индия, Кашмир, Китай, и, наконец, достигло Тибета. Его передача была обеспечена сиддхами и учёными, которые перевели тексты с языка Шанг-Шунга на тибетский. Из многочисленных учеников Тонпы Шенраба самым выдающимся был Мучо Дэмдруг (Mu-cho lDem-drug), который, в свою очередь, обучил много студентов, самыми выдающимися из которых стали «Шесть Великих Переводчиков»: Муца Трахэ (dMu-tsha Tra-he) из Тагдзига, Тритог Паца (Khri-thog sPa-tsha) из Шанг-Шунга, Хулу Палэг (Hu-lu sPa-legs) из Сумпа (к востоку от Шанг-Шунга), Лхадаг Нгагдро (Lha-bdags sNgags-grol) из Индии, Лэгтанг Мангпо (Legs-tang rMang-po) из Китая и Сертог Чеджам (gSer-thog lCe-byams) из Прома (Монголия). Они почитаются, как особо важные в распространении Бон, потому что перевели учения на их собственные языки перед возвращением в свои страны для того, чтобы обучать. Тонпа Шенраб обучает своим доктринам в двух системахПервая классификация называется Тэгпа Римгуй Бон (2) (Theg-pa rim-dgu`i bon), «Бон Девяти Последовательных Стадий» или, как это обычно известнее, «Девять Путей Бон», существующая в трёх версиях: Лхотэр (lho-gter) или «Южное Сокровище», Джангтэр (byang-gter) или «Северное Сокровище» и Утэр (dBu-gter) или «Центральное Сокровище». (3) Вторую классификацию называют Гоши Дзонга (sGo-bzhi mdzod-lnga), «Четыре Портала и Сокровищница, Пятая»: Согласно системе lho-gter (Южное Сокровище) эти Девять Путей таковы: 1. Чашен тэгпа (Phywa-gshen theg-pa) — Путь Шен Предсказания, описывает четыре различных пути предсказания: гадание (mo), астрология (rtsis), ритуал (gto) и исследование причин (dphyad). 2. Нангшен тэгпа (sNang-gshen theg-pa) — Путь Шен Видимого Проявления, разъясняет происхождение и природу богов и демонов, живущих в этом мире, различные методы изгнания духов и выкупа. 3. Трулшен тэгпа (`Phrul-gshen theg-pa) — Путь Шен Магической Силы, объясняет ритуалы избавления от вредоносных энергий. 4. Сишен тэгпа (Srid-gshen theg-pa) — Путь Шен Бытия, имеет дело с состоянием после смерти и с методами для сопровождения сознающих существ к освобождению или, по крайней мере, к лучшему перерождению. 5. Гэньен тэгпа (dGe-snyen theg-pa) — Путь Добродетельных Практиков-Мирян, ведёт тех, кто применяет десять добродетелей и десять совершенств. 6. Дрангсонг тэгпа (Drang-srong theg-pa) — Путь Мудрецов, содержит правила монашеской дисциплины. 7. А-кар тэгпа (A-dkar theg-pa) — Путь Белого A, объясняет методы и ритуалы высших Тантр. 8. Ешен тэгпа (Ye-gshen theg-pa) — Путь Изначального Шен, акцент на необходимости подходящих учителя, места и возможности для Тантрических практик, в больших деталях объясняет мандалу, так же как и инструкции по медитации на божества. 9. Ламэ тэгпа (bLa-med theg-pa) — Непревзойдённый Путь, связанный с наивысшим достижением посредством пути Великого Совершенства (то есть, rDzogs-chen). Вторую классификацию называют Гоши Дзонга (sGo-bzhi mdzod-lnga) — «Четыре Портала и Сокровищница, Пятая»: 1. Чабкар (Chab-dkar) — «Белые Воды», содержит заклинания и высшие эзотерические тантрические практики. 2. Чабнаг (Chab-nag) — «Чёрные Воды», состоит из различных ритуалов (целительских, очистительных, магических, синоптических, гадальных, погребальных и ритуалов выкупа). 3. Пэн-юл («Phan-yul) — «Страна Пэн», объясняет правила для монахов, монахинь и мирян, и разъясняет философские доктрины. 4. Понсэ (dPon-gsas) — «Мастера Направляют», инструктирует по психо-духовным упражнениям и медитационным практикам Великого Совершенства (rDzogs-chen). 5. То-тог (mTho-thog) — «Сокровище», включает сущностные аспекты всех четырёх порталов. Распространение Бон в Шанг-Шунге и ТибетеШанг-ШунгПервые священные писания Бон были переведены с языка Шанг-Шунга на тибетский. Труды содержались в каноне Бонпо, каким мы знаем его сегодня, написанном по-тибетски, но множество их, особенно более старые, сохраняют названия и время от времени целые эпизоды на языке Шанг-Шунга. До VIII века Шанг-Шунг существовал как отдельное царство, включая в себя земли к западу от центральных тибетских провинций У (dBus) и Цанг (gTsang), общеизвестные как Западный Тибет, простираясь на обширный регион от Гилгита на западе до озера Намцо (gNam-mtsho) на востоке и от Котана на севере до Мустанга на юге. Столица была названа Кхюнглунг Нгулкхар (Khyung-lung dngul-mkhar) — «Серебряный Дворец Долины Гаруды», руины которого лежат в верховьях долины Сатледжа к юго-западу от горы Кайлаш. Жители Шанг-Шунга разговаривали на языке, относящемся к тибето-бирманской группе китайско-тибетских языков. Страной управляла царская династия, закончившаяся в IX веке н.э., когда последний царь — Лигминчя (Lig-min-skya) — был убит по приказу тибетского царя, и Шанг-Шунг военным путём был аннексирован Тибетом. С этого времени Шанг-Шунг постепенно стал тибетизироваться, и его язык, культура, многие из верований были интегрированы в общую структуру тибетской культуры. Из-за своей географической близости к крупным культурным центрам Средней Азии, вроде Гилгита и Котана, именно через Шанг-Шунг многие религиозные концепции и идеи достигали Тибета. ГоненияРелигия Бон в течение своей длинной истории подверглась двум преследованиям в Тибете. Первое происходило во времена правления царя Дригума Цэнпо (Gri-gum btsan-po`) в VII веке до н.э.. Всё, кроме «Бон Причины» (rgyu`i bon: первые четыре из Девяти Путей), было упразднено, а большинство его практиков — изгнано. Они, однако, смогли скрыть многие тексты как тэрма (gTer-ma, «сокровище»), которые были вновь открыты позднее тэртонами (gTer-ston, «открыватель сокровищ»). С возрастающим интересом к Буддизму, его учреждением в качестве государственной религии и основанием монастыря Самье (bSam-yas) в 779-ом году н.э., Бон был вообще запрещён, и была предпринята следующая серьёзная попытка его уничтожить. Это было вторым гонением на Бон — царём Трисонг Дэцэном (Khri-srong lDe-btsan). Однако, приверженцы Бон среди знатных и, в особенности, среди простых людей, следовавшие бонским верованиям на протяжении нескольких поколений, сохранили свои религиозные воззрения, и Бон выжил. В этот период снова многие священнослужители Бон были изгнаны или вынуждены были бежать из Центрального Тибета, прежде сокрыв свои священные писания, опасаясь их уничтожения, и дабы сохранить их для грядущих поколений. Один из передовых бонпо той поры — Дрэнпа Намкха (Dran-pa Nam-mkha) (4) — играл важную роль во время второго преследования Бон. Он возглавлял сторону бонпо в состязании с буддистами, организованном царём, дабы выяснить, какая сторона обладала наибольшей сверхъестественной силой. Бонпо потерпели поражение в состязании и вынуждены были рассеяться, опасаясь за свои жизни, или должны были обратиться в Буддизм. Якобы принимая буддистскую религию из опасения быть убитым, фактически Дрэнпа Намкха сделал это ради сохранения в тайне учений Бонпо, таким образом спасая Бон от полного уничтожения. Возрождение БонС 8-го по 11-е столетия практика Бон проходила главным образом подпольно. 1017-ый год н.э. (5) отмечает возрождение Бон, которое началось с открытия Шенчен Лугой (gShen-chen kLu-dga`, 996–1035) многих важных сокрытых текстов. С его открытиями Бон возник заново — как полностью систематизированная религия. Шенчен Луга родился в роду Шен, нисходящем от Конгцы Вангдэна (Kong-tsha dBang-ldan) — одного из сыновей Тонпы Шенраба. Потомки этого важного семейства всё ещё живут в Тибете. Шенчен Луга имел многочисленных последователей. Троим из своих учеников он поручил задачу продолжения трёх различных традиций. Первому — Дручен Намкха Юнгдрунгу (Bru-chen Nam-mkha` g.Yung-drung), родившемуся в роду Дру, который иммигрировал в Тибет из Друша (`Bru-zha, то есть Гилгита) — он поручил учения космологии и метафизики (mDzod-phug и Gab-pa). Это привело к тому, что один из его учеников и родственников — лама Друдже Юнгдрунг (Bru-rje g.Yung-drung bla-ma) — основал монастырь Еру Вэнсакха (gYas-ru dBen-sa-kha) в области Цанг в 1072-ом году. Этот монастырь оставался крупным образовательным центром до 1386-го, когда он был серьёзнейшим образом повреждён наводнением. Несмотря на упадок Еру Вэнсакха семья Дру продолжала поддерживать религию Бон, но семейство угасло в XIX веке, когда, во второй раз, в нём было найдено перевоплощение Пэнчен-Ламы. Второму ученику — Шуе Лэгпо (Zhu-yas Legs-po) — было поручено держать учения и практики Дзогчен. Он основал монастырь Кьикхар Ришинг (sKyid-mkhar Ri-zhing). Потомки семейства Шу сейчас живут в Индии. Третий ученик — Патон Пэлчог (sPa-ston dPal-mchog) — принял обязательство держать тантрические учения. Семейство Па тоже всё ещё существует. Другим важным мастером того времени был Мэукэпа Цултрим Пэлчен (rMe`u-mkhas-pa Tsul-khrims dPal-chen, род. 1052) из рода Мэу, который основал монастырь Сангри (sNye-mo bZang-ri), также ставший центром философских исследований. Таким образом, в этот период бонпо основали четыре значительных монастыря и учебных центра — все в области Цанг (Центральный Тибет). Монастырь МэнриВ 1405-ом году великий учитель Бонпо Ньяммэ Шераб Гьелцэн (mNyam-med Shes-rab rGyal-mtshan, 1356–1415) основал монастырь Мэнри (sMan-ri) вблизи от места расположения Еру Вэнсакха, разрушенного наводнением. Монастырь Юнгдрунг Линг (g.Yung-drung gling) был основан в 1834-ом и, вскоре после этого, — монастырь Кхарна (mKhar-sna), оба в окрестностях Мэнри. Они оставались важнейшими монастырями Бон до китайского захвата Тибета в 1959-ом, и под их влиянием множество монастырей были основаны повсюду в Тибете, особенно в Кхюнгпо, Кхаме, Амдо, Гьелронге и Хоре, так что на начало XX века в Тибете было 330 монастырей Бонпо. Ньяммэ Шераб Гьелцэн был особенно уважаем за свои огромные достижения и реализацию. Он был известен как великий реформатор и дал новый импульс традиции Бонпо, послуживший причиной процветания многих монастырей. Ньяммэ Шераб Гьелцэн также был первым мастером который собрал и держал все передачи и полномочия всех линий Бон. Все эти передачи продолжали удерживаться каждым из последующих настоятелей Мэнри, и со временем настоятель Мэнри стал рассматриваться в качестве главы религии Бон. Эта традиция была официально признана Тибетским правительством в изгнании в 1977-ом году. Пантеон Бон и духовная передачаПантеон БонПантеон Бон содержит большое число божеств. Каждый тантрический ритуальный цикл в каноне Бонпо имеет своё собственное полное собрание божеств, методов визуализации и поклонения. Одна из классификаций делит божества на три группы: мирные (zhi-ba), гневные (khro-bo) и свирепые (phur-pa). Кроме того, космогония Бонпо описывает группы божеств Света и Тьмы. (6) Божество наивысшего уровня — Кунту Сангпо (Kun-tu bZang-po) (Бонку (bon-sku: Тело Истины)), Шенлха О`кар (gShen-lha `Od-dkar) (Дзогку (rdzogs-sku: Тело Совершенства)) и Тонпа Шенраб (Трулку (sprul-sku: Тело Воплощения)), который является Учителем (sTon-pa) нынешней мировой эпохи. Самое важное женское божество — Джамма (Byams-ma), «Любящая Мать», также известная как Сатриг Ерсанг (Sa-trig Er-sangs). Есть также собрания 1000 Будд и Будд трёх времён (прошлого, настоящего и будущего). Среди охранительных божеств, известных как Защитники Дхармы (bKa`-skyong), самые важные — Сипай Гьелмо (Srid-pa`i Gyal-mo: «Царица Бытия», женская форма охранителя учений Бонпо), Миду или Миду Джампа Трагго (Mi-bdud `bYams-pa Khrag-mgo: мужская форма охранителя монастыря Мэнри) и Цэнго Хурба (bTsan-rgod Hur-pa). Самое общее подразделение божеств: те, которых различают среди надмирских богов высших сфер (`Jig-rten las` das-pa`i lha), полубогов и меньших божеств, остающихся активными в этом мире (`Jig-rten pa`i lha). К последней группе принадлежит вся совокупность горных божеств, местных божеств (Sa-bdag), зловредных демонов (gNyen), женских форм демонов (Ma-mo), других духов типа Дре (`Dre), Си (Sri), Лу (kLu) и т.д. Духовная передачаРелигиозная жизнь у бонпо может принимать много различных форм. Здесь мы кратко рассмотрим традиции монашеской жизни, Нгагпа, Дзогчен и Чо. Монашеская жизнь Согласно Бон, достойными действиями и добродетельной жизнью существо достигает духовного совершенства и сфер Совершенного Будды (Sangs-rgyas). Методы для достижения высшей цели преподаны Тонпой Шенрабом и последующими мудрецами Бонпо. Самый выдающийся путь религиозной практики состоит в том, чтобы принять религиозные обеты; мирянин может прилагать усилия для совершенствования, но монашеская жизнь предлагает лучшую возможность достижения наивысших уровней. Фактически, на протяжении веков монашеская жизнь сформировала существенную часть религии Бон. Есть четыре вида религиозных обетов — два пониже и два более высоких. Более низкие, названные «ньеннэ» (bsNyen-gnas) и «гэньен» (dGe-bsnyen), обычно принимаются мирянами, которые хотят выполнять религиозную практику более совершенным способом; когда принимаются монахами, они берутся, чтобы придать форму начальному этапу их религиозной жизни. Эти обеты могут быть взяты на любой срок. Более высокие уровни называют «цангцуг» (gTsang-gtsug), применяемый для получения монашеской инициации (rab-byung) и состоящий из двадцати пяти обетов, и «дрангсонг» (Drang-srong), который применяется при полном посвящении и состоит из двухсот пятидесяти обетов. Монахини принимают триста шестьдесят обетов. Нгагпа Бонпо также особенным образом известны своей традицией Нгагпа (sNgags-pa), практики которой распознаются по их нестриженным, распущенным волосам. Нгагпа — практики-миряне, которые принимают обеты Прибежища, гэньен и Нгагпа гэньен, практикующие, главным образом, Тантру. Есть семейство линий передачи Нгагпа с практикой особого тантрического идама — персоны, передаваемой через семейство, но любой человек может пожелать стать нгагпа и принять соответствующие обеты. Хотя нгагпа может жениться, иметь детей и работу в миру, он должен проводить много времени в уединении и отправлять, когда требуется, ритуалы для простых людей. В то время как нгагпа могут исполнять много различных ритуалов, они особенно известны отправлением ритуалов рождения, свадеб, похорон, гаданий и умиротворением призраков или природных духов. Обычно нгагпа живут со своей семьёй в деревнях, но многие нгагпа также собираются в Бонпо — тантрический эквивалент монастыря. Dzogchen Наряду с духовной жизнью, существуют специальные методы практики поиска духовного совершенства. Самые ценные методы — из традиции Дзогчен (rDzogs-chen: «Великое Совершенство»). В Дзогчен есть четыре направления или способа медитации, известные как A-Dzog-Nyangyud, то есть A-Три (A-khrid), «Путеводное А», основанный в XI веке Дампой Мэу Гонгдже Ритро Ченпо (1038–1096); Дзогчен, основанный в 1088-ом году н.э. тэртоном Шотон Нгодруб Драгпа (gZhod-ston dNgos-grub Grags-pa); Ньенгью (полное название — Zhang zhung sNyan-rgyud, «Устная Передача Шанг-Шунга») и Ети Тасэл — линия, восходящая к Тонпе Шенрабу, но прошедшая через Индию и переведённая с санскрита на шангшунг-па. Zhang zhung sNyan-rgyud — старейшая и важнейшая традиция и система медитации в Дзогчен и Бон. В то время как три другие — традиции тэрма, основанные на переоткрытых текстах, третья — устная традиция, базирующаяся на непрерывной передаче через непрерывную линию мастеров. Цикл учений Шанг-Шунг Ньенгью был впервые облачён в письменную форму знаменитым мастером VIII века Гьерпунгом Нангшэр Лопо — главным учеником Тапихрацы (ta-pi-hra-tsa), почитаемого бонпо, как единство всех линий мастеров. Чо Также существует другая важная система медитации, названная Чо (gCod), «Отрезание эго», которая одинаково выполняется практиками-мирянами, нгагпа и монахами. Цели Чо — породить щедрость, рассеять страх и преодолеть привязанность. Это было лишь кратчайшее из введений в богатые религиозные традиции Бон. Невозможно охватить всю глубину и широту одной из величайших мировых религий, но, надеемся, читатель получит некую чуточку того, чем дорожат бонпо. Примечания(1) gZer-mig и gZi-brjid опубликованы the Boooooonpo Foundation, Доланджи, 1965 и 1967–69, соответственно. Выдержки из gZi-brjid были отредактированы и переведены Д.Л. Снэллгроувом, «Девять Путей Бон», Лондонской Восточной Серии, том 18, Лондон 1967. Первые семь глав gZer-mig и часть восьмой переведены на английский язык A.H. Franke, «A Book of the Tibetan Boooooonpos», Asia Major, Ляйпциг 1924, 1926, 1927, 1930; Asia Major (Новая серия) 1, Лондон 1949. Краткое изложение содержимого gZer-mig было сделано H. Hoffmann в «The Religions of Tibet», Лондон 1961, 85–96. (2) Другая классификация — по двенадцати практикам или наукам — детально исследована в «Друнг, Дэу и Бон» Намкхая Норбу Ринпоче (Библиотека Тибетских Трудов и Архивов, Индия 1995). (3) Классификация dBu-gter даётся ниже, по ходу учебной секции. Согласно традиции Zang-zang-ma, Byang-gter состоит из: 1. Tho-tho theg-pa, 4. sNang-ldan theg-pa, 7. lha-rtse theg-pa, (4) Dran-pa Nam-mkha` — популярная фигура в истории Бонпо. Его биография в 8 томах недавно была издана Пацанг Сонам Гьелцэном, Дели 1983. Как полагают, у него было два сына-близнеца: Tshe-dbang Rig-`dzin, учитель Бонпо, и Pad-ma Byung-gnas, знаменитый буддистский учитель Падмасамбхава (см. Karmay, «The Treasury of Good Sayings», Oxford University Press, Лондон 1972: xxxii n.4, для обсуждения этого.) (5) Все даты, кроме XX века и если иное не указано, взяты из Sangs-rgyas-kyi btsan-rtsis ngo mtshar nor-bu`i phreng-ba zhes bya-ba-bzhugs-so Ньима Тэндзином в «Tibetan-Zhang Zhung Dictionary», the Boooooonpo Foundation, Дели 1965, 23–40. Переведено на английский язык Per Kvaerne, «Chronological table of the Boooooonpo», Acta Orientalia, xxxiii (Париж 1971): 33–48. (6) Для краткого обзора иконографии Бонпо с превосходными цветными репродукциями танок и статуй смотрите Per Kvaerne, «Boooooon Religion of Tibet», Serindia, Лондон, 1995. Источник: Yungdrung Bon Перевод с английского — Паво Дордже | |||||||||||
|